Покидая Facebook

03.01.2011 21:30

Сегодня я решил прекратить использовать Facebook. К моменту публикации статьи я уже отключил свою личную и фанатскую страницы.

В прошлом я достаточно активно пользовался этим сервисом. У меня много друзей, которые им пользуются. На моей личной странице более года было максимально допустимое количество друзей (5000), а на фанатской странице более 3300 фанатов. Так что может показаться немного странным, что я бросил этот сервис.

Есть несколько причин, по которым я сделал это, сейчас я всё объясню.

Основная причина в том, что мне не нравится, как придуманы и реализованы некоторые функции. Они могут устраивать большинство пользователей, но для кого-то вроде меня они подходят плохо. Со временем я стал чувствовать, что система становится всё более и более неудобной для меня, как для пользователя, в большей степени, на мой взгляд, из-за серьезных изъянов задумки.

Видимо, моя ситуация отличалась от ситуации обычного пользователя Facebook, так как у меня уже имелась постоянная аудитория читателей до того, как я начал использовать этот сервис. Я набрал максимально возможное количество друзей очень быстро. Как только я дошел до этой границы, я потерял возможность добавлять новых друзей. Эта возможность отсутствовала у меня более года. Facebook продолжал принимать новые запросы на добавление в друзья, которые накапливались, а я ничего не мог с этим поделать.

Мне подумалось, что решением может стать создание «фанатской» страницы, что я и сделал в сентябре. Но это привело к тому, что у меня стало две страницы. Поддерживать их было крайне неудобно, учитывая то, что администрируются они по-разному. Кроме того, последнее обновление абсолютно испортило администрирование «фанатских» страниц, принеся больше проблем, чем пользы. Мне оставалось либо продолжать тратить дополнительное время на администрирование, смиряясь с всё ухудшающимся качеством страницы, либо просто бросить это дело. Я выбрал последнее.

Главная проблема в том, что если ваш профиль становится популярным, то все административные элементы не в состоянии вам помочь. Я уверен, что все эти проблемы решаемы, но вместо того чтобы их устранять, Facebook, похоже, только все портит.

Пользуясь Facebook’ом, я получал ежедневный спам в сообщениях от людей, которых я не добавлял в друзья или даже заблокировал, и избежать этого было невозможно. Я отключил все уведомления по e-mail, которые Facebook предлагал, но всё равно, каждый раз заходя на страницу, было крайне неприятно обнаруживать несколько новых сообщений, оказывающихся спамом от незнакомых людей. Это было не особо заметно, когда я только начал пользоваться сервисом, но со временем проблема росла. Постоянно заполненный спамом ящик сообщений раздражает и создает плохое впечатление о качестве сервиса. Когда дошло до того, что большинство полученных мной сообщений оказывалось спамом, я задумался: «Стоит ли волноваться по этому поводу?»

Жаль, что нет возможности отключить функцию личных сообщений, что я бы сделал с самого начала. Мне всё равно не нужен другой почтовый ящик, кроме моего e-mail. Если у вас есть аккаунт на Facebook, то люди могут присылать вам личные сообщения, и вам приходится проверять внутренний ящик, чтобы ответить. Даже если я устанавливаю, что писать мне могут только друзья (самое строгое ограничение из возможных), это не работает. По какой-то причине люди, даже не являющиеся моими друзьями, всё равно ухитряются слать мне спам.

Также я получаю бесчисленные приглашения на события в другие города от незнакомых людей, и заблокировать их невозможно. Это ужасно. Если бы это было возможно, я бы просто отключил приглашения на события, но такой функции, разумеется, нет. Получать спамерские извещения о событиях обязательно.

Также захламляет мою стену то, что люди отмечают меня на случайных фото. Если я не удаляю их вручную, то секция фотографий оказывается переполненной ненужной информацией. Это тоже неисправимо.

Меня добавляют в группы без моего согласия, и я не могу этого избежать. Приходится вручную выходить из них.

И еще множество других способов издевательства, используемых интернет-маркетологами, спамерами, и людьми, просто любящими поиграть с системой. Я уверен, что все эти проблемы могут быть решены при помощи сколько-нибудь умелого программирования.

И это только то, что касается персональной страницы.

На мой взгляд, лучше всего административную часть «фанатской» страницы Facebook’а описывает слово «сломана». За всё время было подано огромное количество жалоб насчет их администрирования, но, похоже, Facebook просто игнорирует жалобы и специально делает еще хуже. Их бизнес модель подразумевает, что чем хуже будет администрирование, тем больше они заработают.

Например, в последнем «обновлении» Facebook убрал возможность администраторам «фанатских» страниц запрещать определенным пользователям оставлять комментарии на стене. Так что спамер или «тролль» может оставлять спам у вас на стене, и вы никак не можете это предотвратить. Остается только вручную удалять сообщение, которое он может оставить снова.

Часто спамерами используется такой трюк: они подписываются на вашу «фанатскую» страницу, оставляют там свой комментарий, а затем отписываются. Они могут делать так многократно, а вы не можете этого предотвратить. Заблокировать их невозможно.

Будучи программистом, я могу себе представить, что не требуется много технических и дизайнерских усилий, чтобы принять меры. Facebook наводнен жалобами пользователей, умоляющих исправить эти проблемы. У меня, как пользователя с активными личной и «фанатской» страницами, сложилось впечатление, что Facebook специально делает некоторые базовые функции адмистрирования (такие как блокирование спамеров) сложными или даже невозможными для выполнения, чтобы заставить вас проводить больше времени на их ресурсе. Я не вижу других причин, объясняющих эти очевидные изъяны, кроме простой некомпетенции, или, учитывая их успехи в других областях, осознанного выбора.

Я думаю, что большинство пользователей Facebook либо не встречается с такими проблемами, либо сталкивается с ними в меньшей степени, чем я. Частично эти проблемы связаны с масштабом. Чем больше у вас друзей на Facebook, тем проблемы серьезней.

Бизнес модель Facebook основана на том, чтобы заставлять вас проводить больше времени на их сайте. В сочетании с некоторыми другими наблюдениями, которые я заметил, поддерживая очень активные страницы на их сайте, напрашивается вывод, что эти ошибки сделаны умышленно. Для большинства пользователей они создают недостаточно проблем, чтобы заставить покинуть сервис, но достаточно, чтобы заставить их проводить на нем чуть больше времени. Одиночное спам-сообщение выглядит случайностью, если оно появляется один или два раза в год, но оно заставляет вас зайти на сайт, где вы, благодаря рекламе, обеспечите доход Facebook’у. Умножьте одно, кажущееся случайным, сообщение на 500 миллионов пользователей и увидите, что это выглядит очень выгодным.

Либо так, либо у них действительно некомпетентные дизайнеры и/или программисты, но поверить в это труднее. Кто-нибудь из их команды точно знает обо всех жалобах и просьбах исправить «неработающие» элементы. Так почему же они игнорируют, казалось бы, очевидные (и исправимые) проблемы?

Я думал, что Facebook для меня будет интересным местом для обмена вдохновленными сообщениями между людьми, ориентированными на развитие. Но при использовании сервиса понял, что текущая реализация Facebook’а создает гораздо больше головной боли, чем оно того стоит. И, похоже, что они движутся в неправильном направлении, поэтому не стоит ожидать решения этих проблем в ближайшее время.

Я достиг порога, когда проблемы Facebook стали перекрывать приносимую им пользу. Я решил, что лучше всего будет просто бросить всё и начать тратить это время на что-нибудь другое.

Если вы один из тех, кто активно общался со мной на Facebook, и вас расстроило моё решение, прошу прощения. Возможно, это всё же к лучшему.

Честно говоря, я не особо разочарован. Я и так собирался тратить меньше времени он-лайн и больше контактировать с людьми вживую. Так что, возможно, все эти проблемы стали частью пути исполнения желаний.