Как зарабатывать творчеством

Как вы считаете, может ли художник быть обеспеченным (я употребляю слово художник в самом широком смысле)? Или это просто нереальная мечта?

Конечно, это возможно. И многие люди уже доказали это. Но насколько это годится конкретно для вас? Ну… это зависит от многих факторов. Поэтому, честный ответ: скорее всего, нет. Информация, о том, что нужно художнику, чтобы преуспеть в наши дни не является тайной. Вопрос лишь в том, готовы ли вы сделать то, что нужно, чтобы добиться успеха. Если вы похожи на большинство людей, то к сожалению, вы еще не готовы. Поэтому, если вы хотите добиться успеха как художник, вам придется поднять свою планку значительно выше, чем она находятся у людей, готовых к поражению.

Голодающий художник, действительно, является очень распространенным клише, и в этой статье я расскажу вам некоторые причины этого. Главная из них в том, что наличие мастерства у художника, не достаточно чтобы гарантировать финансовый успех.

На пути к достатку художника ждет большое количество проблем, но все они имеют свое решение. Успешные художники готовы применить эти решения, неуспешные, как правило – нет.

Ниже я привожу несколько советов, как перевести свое увлечение искусством из разряда хобби в разряд источника дохода...

Приведите в порядок свои финансовые убеждения

Посещают ли вас мысли, подобные приведенным ниже?

  • Высокое искусство и деньги несовместимы.
  • Быть голодающим художником – благородно.
  • Художники, зарабатывающие большие деньги – продажные ремесленники.
  • Деньги развращают истинный талант.

Если ваши мысли заражены подобными ограничивающими убеждениями, задумайтесь, как они повлияют на ваше стремление добиться благосостояния. Эти убеждения тормозят вас. С багажом таких мыслей, вы пропустите мимо большинство возможностей получить доход от своей работы. Фактически, вы вероятно, даже не заметите их. Эти убеждения застилают пеленой ваши глаза.

Давайте рассмотрим иные убеждения:

  • Деньги могут помочь моему творческому выражению.
  • Результат творчества невозможно оценить, но кисти и краски имеют стоимость.
  • Большое искусство имеет финансовую ценность и художник заслуживает свою долю.
  • Художники, зарабатывающие хорошие деньги, наделены финансовым чутьем.
  • Высокое искусство заслуживает хорошую финансовую поддержку.
  • Искусство объединяет в себе творчество и бизнес.
  • Поклонники – это хорошо, но лишь клиенты оплачивают счета.

Если ваши убеждения поощряют получение дохода от своего увлечения, а не противятся этому, то деньги гораздо охотнее потекут в ваш кошелек. Если вы собираетесь приложить какие-то усилия для получения дохода от своего творчества то, по крайней мере, позвольте вашим убеждениям поддерживать вас, а не вставлять палки в колеса.

Убеждения заразны, поэтому тщательно относитесь к выбору друзей. Если вы проводите много времени с людьми, которые считают что искусство и деньги – вещи не совместимые, то они ослабят вас. С такими людьми можно общаться время от времени, но старайтесь не подпускать их слишком близко.

Ищите людей, которые уже преуспевают

Искусство, как и бизнес – социальная сфера. Бизнес, построенный на искусстве – социален вдвойне. Посвященные люди знают легкий путь к успеху. Поэтому даже не пытайтесь искать свой путь в одиночку.

Финансово успешные художники, как правило, с удовольствием делятся своими «секретами» относительно своего творчества и заработка на нем. Вам нет необходимости заново изобретать колесо. Сделайте все возможное, чтобы познакомиться с такими людьми и пообщаться с ними. Вступайте в тематические клубы, торговые ассоциации, посещайте форумы и конференции… Ищите любые способы встретиться и познакомиться с преуспевающими художниками в вашей области. Это не сложно, но это требует от вас определенных усилий. Поначалу вы будете делать ошибки, но проявив настойчивость, добьетесь своего. Прочитайте серию статей «Как общаться с занятыми людьми», чтобы не наступать на уже известные грабли.

Я предполагаю, что вы уже поставили себе финансовую цель – довольно скромную цифру – и ищите людей, зарабатывающих близко к этому. Если вы еще ничего не зарабатываете своим творчеством, вам будет сложно прислушиваться к советам художника, зарабатывающего 1млн. долларов в год. Вам будут ближе советы коллег, зарабатывающих $30-50 тысяч долларов в год. Это нормально. Но как только вы доберетесь до первого рубежа, немедленно ищите в своем окружении людей, зарабатывающих $100 тысяч и ищите различия в ваших действиях. И продолжайте двигаться вверх.

Если вы проводите все свое время с художниками, зарабатывающими столько же, сколько и вы, или меньше вас, не удивляйтесь, что по-прежнему питаетесь в дешевых закусочных.

Когда вы встречаете успешных художников, не притворяйтесь их почитателями. Лучше вообще избегать слова поклонник, поскольку оно звучит как сталкер и автоматически направляет вашу беседу в совершенно не нужную вам сторону. Старайтесь быть дружелюбным и проявлять интерес, уважение и любопытство, но при этом держаться «на равных». Художники обычно с удовольствием обсуждают свои работы, поэтому вы, как начинающий художник, имеете право задавать любые конкретные вопросы. Не стесняйтесь пользоваться их опытом, но не теряйте разумное чувство меры.

Социальная пассивность, подразумевает отсутствие перспектив. Вытаскивайте себя из домашнего уюта и начинайте контактировать с людьми. Возьмите на себя некоторые социальные риски. Если сейчас вы нелюдимый аутист, то вам не обязательно оставаться таким всю жизнь. Вы даже не представляете, как легко это можно исправить.

Во времена, когда я занимался игровым бизнесом, мы как-то сидели за чашкой кофе с моим адвокатом в уютном кафе делового квартала, недалеко от Бэверли Хиллс (Beverly Hills). Внезапно он оборачивается и кричит парню, идущему по противоположной стороне улицы: «Би-и-ил!» Парнем оказался Уильям Шатнер (William Shatner), бывший коллега моего адвоката. Поначалу я почувствовал себя неловко, неожиданно оказавшись в обществе незнакомого человека, но потом втянулся в разговор и через несколько минут мы были уже приятелями. Впоследствии я неоднократно вспоминал эту ситуацию и анализировал причины своей застенчивости.

Успешные художники в любой области, как правило, знают друг друга. Они не проводят много времени вместе, но часто встречаются на всевозможных тематических вечеринках. Если вы хотите стать успешным художником, вы должны быть готовым к этому. Главная ваша задача - не производить впечатление «лишнего человека». Вы обязаны чувствовать себя «в своей тарелке». Если окружающие почувствуют, что вы не являетесь частью их тусовки, они отвернутся от вас.

Взаимодействие с другими профессионалами в вашей области, очень важная вещь. Большая часть денег, которые я заработал своим творчеством (статьи, выступления, компьютерные игры и проч.), были результатом моих связей. Эти возможности пришли ко мне через других людей. Это обычное дело. Деньги текут через людей.

Неизвестному художнику в любой области трудно завоевать первоначальную популярность. Но если у вас есть много друзей, готовых обсуждать и поддерживать ваши работы, то все оказывается намного проще.

Обзаводясь новыми связями, вы получаете курицу и яйцо одновременно. С одной стороны, вы можете получить приносящие доход идеи, а с другой стороны вы получаете аудиторию для показа результатов своего творчества.

Создавайте то, что востребовано

Вспомните свою любимую музыкальную группу. Стали бы вы ее слушать, если бы их музыка вам не нравилась?

А когда вы тратите деньги на произведения искусства, это происходит потому что вас поражают творческие способности художника или просто вам нравится его творение?

Скорее всего вы не тратите много денег на произведения, которые вам не нравятся. Когда вы лезете в карман за бумажником, это значит вам что-то понравилось, или по крайней мере, вам кажется, что понравилось.

Это не означает что художник создал свою работу специально для вас (или для людей с близким вашему вкусом). Но это означает, что если художник хочет получить деньги за свое произведение, то должно быть некоторое соответствие между их творчеством и тем, за что люди готовы платить.

Кстати, совершенно нормально создавать произведения искусства, которые окружающие не в состоянии оценить. Вы можете делать это и сейчас и потом. Просто с подобным подходом у вас не получится оплачивать счета.

Если же вы хотите получать доход от своего творчества, просто обратите внимание, что люди покупают в вашей области. Что пользуется спросом?

Скорее всего вы обнаружите, что можете легко создавать творения, на которые имеется устойчивый спрос, но которые, тем не менее, дают вам свободу для самовыражения. Не нужно искать здесь противоречия. Всегда можно выбрать «и» вместо «или».

Например, я пишу эту статью, потому что почувствовал вдохновение и наслаждаюсь процессом ее написания. Но это не просто «не заслуживающая внимания статья» в блоге. Я надеюсь, что эта статья будет иметь определенную ценность для многих людей. Мое творчество направлено на удовлетворение существующей потребности.

Иногда люди будут требовать, чтобы вы создавали продукт, к которому у вас не лежит душа. Не стесняйтесь говорить «нет». Иногда вам захочется выразиться способом, не популярным у ваших поклонников. Не стесняйтесь делать это. Но если вашей целью является получение дохода от своего творчества, приложите усилия к поиску области перекрытия между потребностями клиентов и своими творческими амбициями. В этом случае вы сможете наслаждаться любимой работой и оплачивать свои счета.

Если вы собираетесь проявлять упрямство, то будьте готовы наблюдать со стороны за финансовыми успехами менее талантливых художников.

Вы не можете контролировать всплески общественного интереса, но вы можете извлекать из них пользу.

Опубликовать или погибнуть

Шедевр не достаточно просто создать. Чтобы быть финансово успешным художником вы должны выработать у себя навык донесения ваших творений до публики.

Многие начинающие художники-любители имеют стопки незаконченных своих работ. Профессионалы тоже грешат этим, но они вырабатывают привычку заканчивать начатое и доводить до публикации.

По собственному опыту я знаю, что если оставляю проект недоделанным больше чем на несколько дней, я уже не возвращаюсь к нему, и проект умирает. Вдохновение пропало. Парадоксально, но гораздо легче начать с нуля и закончить новый проект, чем вернуться к отложенному и закончить его. Половина сделанного проекта, это вовсе не 50%, это скорее -50% (я не ошибся, именно со знаком минус). Чтобы закончить наполовину сделанный проект, обычно требуется 150% усилий, по сравнению с новым аналогичным проектом.

Если я начинаю писать пост в блог и на 60% внезапно отвлекаюсь и не возвращаюсь к статье в течение нескольких дней, я удаляю недописанную заготовку, даже без попытки закончить ее. Если работа выполнена более чем на 90% или просто ждет финального редактирования, я, конечно, вернусь к статье и закончу ее. Но если я не могу «зафиналить» текст легко, я просто жму «удалить» и статья навсегда скрывается в корзине.

С опытом я начал понимать, как важно иметь смелость выкинуть свою незаконченную работу и лишить ее права на жизнь. Я не сохраняю ее и даже не позволяю задержаться надолго в папке с черновиками. Я без сожаления убиваю свой незаконченный проект раз и навсегда. Когда я смотрю на багаж своих работ, то вижу более 1000 законченных и опубликованных творений. Главным образом это статьи, но это также и компьютерные игры, и публичные выступления, и семинары, и книги, а также несколько стихотворений и подкастов. Я не воспринимаю незаконченные работы как часть своего творческого багажа. Если я не заканчивал и не опубликовывал их сразу после возникновения идеи, они мертвы для меня.

Знаю, это звучит резко, но какова альтернатива? Копить постоянно растущую коллекцию незаконченных статей? А какие у вас возникают ощущения при воспоминании о чудовищной груде незаконченной работы? Это утомляет, изматывает и демотивирует, не так ли? День за днем этот склад недоделок сосет из вас энергию.

Если ваши мысли заняты недоделанными проектами из прошлого, в них нет место будущим проектам. Творчество не имеет границ и не признает рамок. Нет нужды связывать его прошлыми обязательствами. Идея, что из незаконченной работы можно получить какую-то пользу, навязана ущербным мышлением (мышлением дефицита). Если бы в незаконченных проектах был потенциал, вы закончили бы их уже давно.

Попробуйте воспринять ценность этих незаконченных проектов, в виде опыта, полученного вами в процессе работы над ними. Если их завершение не несет в себе развития для вас, смело отказывайтесь от них. Сосредоточьте свое внимания на создании новых проектов, несущих пользу окружающим и развитие вам. Все ваши творческие энергии должны быть выдернуты из прошлого и сосредоточены в настоящем. Только здесь происходит творчество. Не растрачивайте свой творческий потенциал на сожаления о прошлых неудачах и невыполненных обязательствах. Жизнь течет здесь и сейчас. Волна прошедшая мимо вас уже ушла, не надо пытаться догнать ее. Оседлайте следующую волну, она ближе чем кажется.

Вы можете сказать, что процесс публикации полон противоречий. Творческая работа над текстом не кончается никогда. Вы можете бесконечно шлифовать текст, но в какой-то момент вы обязаны остановиться, опубликовать то что есть и двигаться дальше. Если я чувствую, что опубликовал сырую статью, я отредактирую ее потом (при онлайн публикациях это делать очень просто). Иногда я увлекаюсь и уделяю излишнее внимание несущественному куску текста. Нет универсального способа определить, когда текст полностью готов к публикации, все опирается только на опыт и субъективные ощущения каждого писателя. Только метод проб и ошибок может помочь в этом начинающему автору.

Каждая моя творческая работа, это гонка к финишной черте, за которой приз, в виде публикации. В своем стремлении выдавать результат быстро, я хорошо научился приспосабливаться к отвлекающим факторам, говоря попросту – игнорировать их. Друзья, окружающие меня во время подготовки семинара, могут рассказать, каким сосредоточенным я могу быть. Даже если я укладываюсь в сроки, единственное, что занимает мои мысли в этот период – грядущий семинар. Вся моя энергия направлена на результат в виде идеального семинара. После того, как он будет проведен, я снова смогу обращать внимание на другие вещи.  

Я считаю, что в единицу времени лучше иметь только одну крупную творческую цель. Я стараюсь не начинать новых проектов, пока не завершил текущие. Я могу делать некоторые исключения, например, писать статьи в блог в период подготовки к семинару, но стараюсь избегать наложения более крупных проектов. Например, я не хотел бы подготавливать одновременно два разных семинара.

Сначала популярность, затем доход

Если вы собираетесь стать успешным художником, вам придется представлять свои творения публике. Пока ваши шедевры лежат в вашем шкафу или на жестком диске, глупо рассчитывать получить от них даже минимальный доход.

Я рекомендую вам направить все свои усилия на донесение результатов своего творчества до окружающих и не задумываться о получении дохода на начальном этапе. Если о вас не будут говорить на каждом углу, вам не удастся заработать больших денег. Но если вы станете узнаваемым и сможете поддерживать свою популярность в течение длительного времени, у вас не будет проблем с деньгами.

Хорошая стратегия увеличения своей популярности – делать работу бесплатно. Распространяйте сой продукт максимально широко. Поощряйте людей делиться им друг с другом. Замечательно, если у вас есть возможность заинтересовать своим творчеством журналистов. Используйте любую бесплатную возможность заявить о себе миру.

Показывайте свою работу любому, кто мог бы заинтересоваться ей. Бросьте все свои силы и все свое время на продвижение своего проекта. Если вы не готовы на это, то не стоит тешить себя иллюзиями, что рынок сам заинтересуется вашим продуктом. Не обманывайте себя – пока вы не приобрели известность, вы не достигнете финансового благополучия.

Пока вы будете распространять свой продукт бесплатно, будьте готовы, что люди не оценят его. Им будет казаться, что 1) ваша работа не достаточно хороша, 2) ваша работа не удовлетворяет их потребности. Увы, это происходит со всеми. Никто не достигает успеха с первого раза. Просто продолжайте совершенствовать свою продукцию, пока люди не обратят на вас внимания и не заговорят о вас.

Только после того, как ваша популярность станет высока, можно начинать брать деньги за свою работу.

Будьте безупречны

Нет более жалкого зрелища, чем посредственный художник.

Не будьте посредственностью. Потратьте нужное количество часов или лет, чтобы достичь совершенства в своем ремесле. Если вы мечтаете о внезапном успехе, будьте готовы сначала потратить десяток лет на оттачивание своего мастерства.

Глупо надеяться получать большие деньги за работу среднего качества. В таких областях слишком тесно и слишком большая конкуренция. Хорошая новость в том, что большинство людей, работающих в этих областях, дилетанты. Они не относятся серьезно к своей работе. Будьте уверены, они сольются при первой же неудаче и вернуться работать в МакДоналдс, а на их место придут люди с еще меньшим опытом. Области с низким порогом входа переполнены начинающими.

Рассмотрим, к примеру, музыку. Есть миллионы музыкантов, неплохо исполняющих чужую музыку, но лишь единицы из них становятся выдающимися. Такие люди, как и все, мечтают об успехе и занимаются музыкой от случая к случаю, но вечером отдадут предпочтение телевизору, чем потратят час или два на оттачивание своего профессионализма. Эти люди не ваши конкуренты. Если вы будете усердно заниматься выбранным делом, по крайней мере, три года, вы оставите далеко позади большинство своих конкурентов.

Постоянство – ваш друг. Обладая лишь упорством, вы сможете превзойти 99% людей в своей области. Чем дольше вы придерживаетесь выбранной линии, тем больше мастерства накапливаете. Растет ваше портфолио, растет количество довольных клиентов, растет количество поклонников. Поскольку накопление этих факторов очень инертный процесс, вам со временем все проще становится добиваться успеха, а провал становится все менее вероятным. У вас есть богатый набор инструментов для получения дохода. У вас есть большая сеть для сбыта своего продукта. У вас есть большое количество потенциальных клиентов, из числа поклонников.

Однако если вы будете менять область своей деятельности каждый год или два, вам сложно будет за столь малый срок сформировать стабильную финансовую модель. Если вы не пойдете по пути долговременного накопления мастерства, вы будете лишены вознаграждения за него. Конечно, никто не запретит вам метаться из одного бизнеса в другой, но вы должны трезво оценивать цену этого решения.

Я не спорю с утверждением, что 99% художников не зарабатывают больших денег своим творчеством. Но основная причина этого в том, что 99% не заслуживают больших денег. Все лавры пожинает тот 1% упорных людей, которые потратили 10000 часов на оттачивание своего мастерства и довели его до совершенства.

Готовы ли вы войти в этот верхний 1%? Вы действительно любите свое творчество так, что готовы инвестировать в него 10000 своего времени? Напомню, что это примерно 5 лет работы по 8 часов в день. Если вы не готовы взять на себя такую ответственность… что-ж, в МакДоналдс по-прежнему требуются люди.

Если 99% художников, работающих в вашей области не добиваются финансового успеха, это повод для вас стать лучше их и войти в оставшийся 1%, чтобы не делить с ними их невеселую участь.

Я понимаю, что мои слова могут звучать, как слишком сложная задача, но правда состоит в том, что с точки зрения долгосрочной перспективы, выгоднее взять на себя эту ответственность. Это кажется сложным лишь в самом начале. Время идет, хотите вы этого или нет. Когда-нибудь, в очень недалеком будущем, вы окажетесь в том месте, куда стремитесь попасть. Теперь представьте себя в будущем, размышляющего о принятом сегодня решении, которое в значительной степени повлияло на то место, где вы оказались. Тот человек (вы из будущего) удрученно качает головой или признательно улыбается вам?

Одна из причин, по которой я начал свое 30-дневное погружение в музыку, в том, что я взглянул из будущего, глазами 50-летнего себя, назад, в текущие дни, где мне 40. У меня было ощущение, что 50-летний я был бы очень признателен мне 40-летнему, за развитие своих музыкальных способностей. Не вдаваясь в частности, типа выбора инструмента(ов), он (50-летний я) был бы разочарован полным отсутствием музыкальных навыков. Он рад, что я развил свой навык изложения мыслей на бумаге и ораторское мастерство до такой степени, что он может ими пользоваться в свое удовольствие. Но ему было бы еще более приятно иметь возможность самовыражаться и через музыку тоже.

Я не готов отдать 10 лет изучению музыки, но 30-дневную пробу я вполне могу себе позволить. Мне очень нравится как протекает этот эксперимент, особенно учитывая, что никаких других серьезных вызовов я в данный момент времени не бросаю. Если в ближайшие дни у меня появится новая выдающаяся идея о развитии нового чрезвычайно полезного навыка, я оставлю музыку, по прошествии этих 30 дней. Но после 30 дней изучения музыки я уже не буду чувствовать себя полным новичком в этой области и в любом случае буду наслаждаться положительным результатом этого опыта.

Узнайте потребности своих клиентов и удовлетворите их

Для достижения финансового успеха в любой области, кроме отличного продукта, крайне важно умение продавать. Без продаж нет речи о доходе, а без постоянного дохода трудно сосредоточиться на искусстве. Если вы способны поддерживать высокий уровень продаж то, даже наделав ошибок во всем остальном, вы все равно будете в состоянии заниматься творчеством. Хорошие продажи способны исправить любые ошибки. Слабые продажи ошибок не прощают.

К счастью, продажи не должны быть неприятными и напрягать вас. Если вы создаете продукт, который востребован вашими клиентами, то продажи сводятся к донесению до потенциальных потребителей информации о наличии у вас того, что им нужно. С другой стороны, если вам приходится прилагать усилия и убеждать людей достать свой кошелек, вероятно, проблема в самом продукте.

Недавно я побывал на местной художественной ярмарке. Я долго ходил мимо произведений искусства, совершенно не трогающих меня, но потом наткнулся на художника из Аризоны, и его коллекция немедленно привлекла меня. Мне нравятся сувениры в стиле Юго-Запада, особенно с изображением медведей и орлов. У этого художника были именно такие медные штуковины и я купил одну из них. Этот сувенир сейчас висит над камином у меня в гостиной. Мастер продал мне свою поделку очень мягко, в основном его работа сводилась к привлечению моего внимания к своему павильону. Но основная его работа заключалась в создании произведения, способного заинтересовать потенциального покупателя в моем лице.

Если вы собираетесь создавать произведения искусства, задумайтесь, что заставит людей покупать ваш продукт. Если у вас нет идей и даже предположений на эту тему, не стоит надеяться на чудо.

Продажа часто рассматривается как отдельная дисциплина, но для профессионального художника – продажи это часть творческого процесса. Продажа начинается с вопроса: Кто более всего заинтересован в моем продукте? По большому счету, ответ на этот вопрос нужно знать еще до начала любого творческого проекта. Выясните, кто и почему будет заинтересован в вашем продукте. Кто будет его покупать? Существует ли такой человек на самом деле? Откуда вы это знаете?

Если есть такая возможность, встретьтесь со своими клиентами (или потенциальными клиентами). Слова ваших будущих потребителей об их потребностях и желаниях будут лучшим источником информации для вас о целесообразности вашей работы.

Во время своих семинаров я провожу много времени, общаясь с участниками, в неофициальной обстановке. В первый день я приветствую всех пришедших объятиями. Каждый перерыв, обед и свободное время после семинара я использую для разговоров с участниками. Частично я делаю это из собственного удовольствия, поскольку это прекрасные люди и мне приятно общаться с ними. Но помимо этого я стараюсь понять, кто эти люди, откуда они?  Что они хотят получить от этого семинара? Какую еще помощь я могу им предложить?

Мне важно делать семинары, дающие мне свободу творческого самовыражения. Но не менее важно давать людям то, зачем они пришли. Особенно, если я рассматриваю свои семинары, как стабильный источник дохода.

Уважайте роль денег в ваших творческих начинаниях, но не ставьте деньги во главу угла. Деньги это своего рода смазка, необходимая для вращения колес вашего творчества. Вы свободны создавать произведения искусства для реализации собственных амбиций, не думая о деньгах. Но если вы планируете жить с этого, создавайте продукты, которые можно продать.

Канадский актер Майкл Айронсайд (Michael Ironside) в одном из интервью сказал, что одни роли выбирает из-за хорошего гонорара, а другие играет «для души». Я делаю подобный выбор. Иногда я пишу статьи, которые, на мой взгляд, увеличат трафик или принесут дополнительный доход, а в другое время я пишу из чистого удовольствия, поскольку люблю это дело. Иногда удается совместить приятное с полезным. Это самый лучший вариант.

Творчество для продажи не стоит путать с распродажей. На мой взгляд, художники, прибегающие к распродажам, больше времени уделяют жалобам, чем творчеству. Если вы целенаправленно создаете произведение для продажи, вы можете потратить на него гораздо больше времени и сил, зная наперед, что есть покупатели, способные оценить ваше творение и с нетерпением ожидающие результата вашей работы.

Покупайте произведения искусства

Подтверждая сказанное выше, рекомендую приобретать понравившиеся вам произведения искусства. Разумеется, за деньги.

Выработайте у себя привычку оказывать финансовую поддержку художникам, чья работа вам нравится. Откажитесь от пиратства. Пиратство обусловлено и оправдывается нуждой и бедностью, а это не соответствует убеждениям художника. Убеждения человека, пользующегося пиратскими продуктами, противоречат убеждениям человека получающего достойный доход от своего творчества.

Под пиратством я подразумеваю незаконное получение чего-то, не являющегося бесплатным. Бесплатные продукты, это отдельный разговор. Все мои статьи, опубликованные в этом блоге, включая подкасты, не защищены авторским правом. Таким образом, вы свободно можете перевести и/или опубликовать их и это не будет пиратством.  Но если вы делаете это с произведением, охраняемым авторским правом, без разрешения автора – это пиратство.

Когда я только начинал свой бизнес по производству компьютерных игр, я пользовался пиратским софтом и сам играл в «ломанные» игры. Но я очень быстро понял, что если я ожидаю, что другие люди будут покупать мои игры, а не ломаные версии у пиратов, то мне следует «навести порядок в собственном доме». Я отказался от пиратских программ и стал покупать нужное мне ПО. Если я не мог себе позволить какую-то программу, я искал бесплатный аналог или обходился без нее.

Переход на лицензионный софт оказался легче, чем я ожидал. Я отметил, что стал больше ценить купленные программы, чем полученные бесплатно. Я также стал более избирательным в своих запросах и менее импульсивным в покупках. Даже мой компьютер стал работать лучше. И я чувствовал себя лучше, зная, что своей покупкой поддержал творческую работу других людей. В некотором смысле, я ощущал себя их партнером.

Если вы хотите, чтобы окружающие поддерживали вас, как художника, взгляните на себя в зеркало оценивающим взглядом. Действительно ли вы ярый сторонник поддержки чужого творчества? Готовы ли вы покупать понравившиеся вам произведения искусства?

Как и у многих из нас, у меня есть большая коллекция фильмов и музыки. Среди этих дисков нет ни одного пиратского. Когда я просматриваю свою коллекцию, я вижу не только ряд произведений искусства, которыми наслаждаюсь, но и ряд артистов, которым я оказал финансовую поддержку. Мне приятно сознавать, что Алан Уайлдер (Alan Wilder) никогда не будет искать деньги на гель для волос.  ;)

 Я знаю, что существует соблазн оправдать пиратство. Не делайте этого. Вы можете заявлять, что информация должна принадлежать всем бесплатно, но эти мысли противоречат идее выпускать платные продукты. В то же время, некоторые люди сильно зависят от оплаты своего труда. Если вы считаете их желания порочными, то именно так будет смотреться и ваше желание получать деньги за свое творчество. Это несоответствие обязательно даст о себе знать. Вероятнее всего оно будет выражено в форме вашего самосаботажа.

Когда вы поддерживаете материально других художников, вы укрепляете собственную веру в то, что творческий труд должен оплачиваться. Эта вера очень поможет вам, если вы планируете зарабатывать творчеством.

На первый взгляд может показаться странным оплачивать работу, которую без труда можно заполучить бесплатно (украсть). Но в долгосрочной перспективе, это правильное решение. Если вы хотите получать вознаграждение за свой творческий труд, то будьте последовательными и проявляйте уважение к труду других. Уважайте их право получать  деньги за свой труд. Разумеется, если вы чувствуете, что художник просит неадекватно высокую цену за свое произведение, вы вольны отказаться от его услуг.

Поддержка творчества других творческих личностей может стать хорошей мотивацией для увеличения собственного дохода. Мне всегда нравилось тратить деньги на книги, семинары, музыку и другие формы искусства. Я понимаю, что чем больше денег я заработаю, тем больше творческих людей я смогу поддержать.

Научитесь правильно реагировать на критику

В любой творческой отрасли всегда найдется много людей, готовых взять на себя роль критика. Причина в том, что критиковать искусство легче, чем его создавать. Иногда критика может быть полезной, указывая на недочеты и предлагая шаги по улучшению, но на практике такое случается не часто. Гораздо чаще критиками движет горечь, обида и зависть.

Взаимоотношения художника и критика хорошо иллюстрирует речь Тедди Рузвельта «Республиканское гражданство», произнесенная в 1910 году:

Не тот заслуживает уважения, кто считает чужие промахи. Не тот, кто указывает сильному человеку на недочеты его работы или на места, которые можно было сделать еще лучше. Уважение заслуживает человек, который находится на арене, чье лицо в пыли, поте и крови. Тот, кто мужественно делает свое дело. Тот, кто ошибается, но делает новую попытку, потому что не бывает действий без ошибок и промахов. Тот, кто на самом деле делает свое дело. Тот, кто не теряет энтузиазм и проявляет преданность своей мечте. Тот, кто идет к своей цели через все преграды. Тот, кто в лучшем случае познает в конце своего пути триумф и признание, а в худшем – горечь поражения. Тот, кто всегда готов бросить судьбе очередной вызов. Тот, кто никогда не окажется среди нытиков, робких душой, которые не знают ни побед, ни поражений.

Единственное, что волнует и тревожит критиков – отсутствие собственной значимости. Они понимают свою никому-не-нужность. Имена художников остаются в веках, а критиков не помнят даже современники.

Если вы ставите себе задачу понравиться критикам, вы будете тратить значительную часть вашей творческой энергии на бесполезное занятие. Идти на поводу у критиков, значит идти на поводу у собственной неуверенности. Если вы ходите достичь успехов в своем деле – забудьте про критиков. Хороший способ перестать переживать из-за чужого мнения, посмеяться над ним. Отнеситесь к армии критиков, как к забавной нелепости, дополняющей процесс творчества.

Это не означает отказа от самокритики, которая здорово помогает развиваться и улучшаться. Разница в том, что когда вы смотрите оценивающим взглядом на свое творение, выискивая возможности улучшения, вы делаете это без зависти и обиды.

Только сам художник может дать своему произведению объективную и конструктивную оценку. Посмотрите на свой продукт и оцените свою реакцию. Что вы думаете о своем творении? Какие чувства оно у вас вызывает? Это лучшая ваша работа? Что в ней можно усовершенствовать?

Обратная связь с аудиторией может быть очень полезной, но не та, которая исходит от критиков. Часто самые полезные отзывы можно получить от коллег-художников, которые занимаются подобным творчеством. Но в любом случае вам стоит крайне осторожно полагаться на чужое мнение. Используйте его, если в нем есть рациональное зерно, но не давайте ему больше веса, чем собственное мнение.

Вот еще несколько фраз из той же речи Рузвельта:

Нет более позорного существа, нет человека, достойного уважения меньше, чем тот, кто с глумлением и презрительным недоверием относится ко всему великому и высокому. Не важно, идет ли речь о чужих достижениях или усилиях, ведущих к ним. Привычка цинично мыслить и говорить, готовность критиковать работу, которую сам критик никогда не делал и интеллектуальная отчужденность – все это знаки слабости, а вовсе не превосходства, как хочется думать их обладателю. 

Предлагайте свое искусство только тем, кто готов ценить его. Вы можете спокойно игнорировать критиков, как это делает история, в которой не останутся их имена. Их слабости не достойны вашего внимания. Призвание творца – создавать свои произведения не взирая на критику. Создатель достоин получить свой кусок пирога, в то время как критик рассчитывает лишь на «крошки с барского стола».

Одна из моих, наиболее сильно критикуемых статей – 10 причин никогда не ходить на работу (2006). Еще одна – 10 причин отказаться от религии (2008). Я их писал в состоянии вдохновения и получал удовольствие, создавая их. Мощная критика сделала их самыми популярными текстами моего блога, о чем мне говорит статистика. Уделяя повышенное внимание подобным статьям, критики тем самым признают их значимость и таким образом содействуют их продвижению.

В результате критики служат интересам художника, осознают они это или нет. Критик привлекает внимание к работе художника и тем самым увеличивает ее популярность (делает дополнительную рекламу), даже своим отрицательным мнением. Профессиональные художники редко возвращают долги, упоминая имена своих критиков. Такая ситуация объясняется приверженностью художника к творческому выражению, в отличии от критика, работа которого далека от творчества. Роль критика во всем этом может показаться жалкой (как и есть на самом деле) и, по сути, единственное его назначение – продвигать успешного художника.

Цените своих клиентов

В то время, как внимание критиков можно игнорировать, поскольку они не несут никакой пользы для вашего творчества, ваши клиенты активно поддерживают вашу работу, что позволяет вам заниматься своим любимым делом. Поэтому вполне логично поддерживать своих клиентов, поддерживающих вас.

Художники иногда путают своих клиентов и поклонников, но на деле это не одно и то же. Поклонники, это люди которым нравится ваша работа. Клиенты, это люди которые поддерживают вас финансово. Эти группы местами перекрываются, но обычным делом для любого художника является иметь много поклонников, не являющихся клиентами.

Если у вас есть много поклонников, но мало клиентов, вы не можете чувствовать финансовую устойчивость.

Может показаться заманчивым иметь большую армию поклонников, но поклонники, не являющиеся клиентами, иногда могут принести вам больше вреда, чем пользы. Поддержка своих фанатов может отнимать много времени и ресурсов. Например, если у вас есть веб-сайт, увеличение количества поклонников ведет к увеличению трафика, что ведет к более высоким расходам на хостинг и техническое обслуживание. Также увеличивается время, затрачиваемое на общение с аудиторией. 

Ценить поклонников, разумеется, тоже нужно, но будьте внимательны и следите, чтобы забота об армии фанатов была не в ущерб клиентам. Если вы хотите стать известным, то привлекайте больше поклонников, но если вы хотите финансовой стабильности в жизни, то обратите свое внимание в первую очередь на клиентов. Если вы потеряете несколько поклонников, но сохраняете клиентов, вы останетесь «на плаву», но если вы растеряете своих клиентов, слишком сильно сосредоточившись на заигрывании с поклонниками, вы неизбежно разоритесь. Увы, бывает и так.

Фанаты могут чувствовать, что их поддержка помогает вам. Они наверняка считают, что необходимы вам. Но так ли это на самом деле? Любовь и уважение – отличные вещи, но ими нельзя оплатить счет за электричество.

Предположим, вы даете званый обед в своем доме. Гости прибывают с пустыми руками, наслаждаются приготовленной едой и любезно благодарят за нее хозяина. Как вам такая форма поддержки? Это поддерживает вас на эмоциональном и социальном уровне, но не поддерживает финансово. Как долго вы продержитесь при таком раскладе? Чем больше вы делаете это, тем больше тратите времени и ресурсов. Несомненно, в результате вы окажетесь в окружении большого количества людей, ценящих ваши кулинарные способности и вашу щедрость, и они с удовольствием будут рекомендовать вас своим друзьям, но что вы получите в итоге? Определенно, это не поможет вам совершенствовать свое кулинарное искусство.

Для финансово успешного проекта, наличие поклонников является положительным фактором, однако вы должны четко знать, какой процент поклонников в дальнейшем перерастет в клиентов.

Некоторые художники перегибают палку и полностью игнорируют окружающих, не входящих в число своих покупателей. Другие впадают в противоположную крайность, вообще не разделяя клиентов и фанатов. И то и другое, конечно не правильно. Ваша главная задача создать для себя равновесие между этими группами, позволяющее чувствовать себя устойчиво.

Я с удовольствием наблюдаю здоровую экосистему, сложившуюся вокруг моего творчества, в котором фанатов значительно больше, чем клиентов. Я с оптимизмом смотрю на эту картину, т.к. мне, для устойчивого бизнеса, нужен совсем небольшой процент перехода из почитателей в покупателей. Поэтому мне приятно наблюдать за людьми, получающими удовольствие от моей работы, вне зависимости от того, платит мне этот человек или нет. Конверсия моих читателей в клиентов достаточно высокая, так что я могу расширять свое творчество без большого риска потерять финансовую стабильность. Тем не менее, не редко мне приходится приносить жертвы, чтобы «оставаться на плаву».

Я могу позволить себе остаться после семинара и несколько часов проболтать о жизни с его участниками. Но я не могу себе позволить уделять столько же внимания каждому посетителю, зашедшему на мой сайт, несмотря на то, что многих это обижает. С финансовой точки зрения, я не смогу оправдать такие затраты времени и энергии, потраченные на почитателей моего творчества, не приносящих мне дохода – я должен тратить больше внимания на своих клиентов. Я знаю, что поклонников, не планирующих становиться моими клиентами, эти слова разочаруют, но надеюсь, что они меня поймут.

Вашим поклонникам может не понравиться, что вы слишком много времени тратите на своих клиентов, и они будут чувствовать себя недооцененными. Но, в конечном счете, это лишь вопрос здравого смысла. Если ваш поклонник, не являющийся клиентом и ощущающий недостаток внимания, разочаруется в вас и уйдет, то вы потеряете не только его, но и потенциальных клиентов, которые могли бы придти по его рекомендации. С другой стороны, потеря существующего клиента несет более очевидный урон вашему бизнесу и любой здравомыслящий бизнесмен это понимает и старается не допустить.

Общаясь с другими художниками обратите внимание на различие между их отношением к вам, как к поклоннику и как к потенциальному покупателю. Проанализируйте их мотивы и свои. Это упражнение поможет вам глубже понять суть взаимоотношений художника со своей аудиторией. Тут нет единого верного подхода, но анализ ситуации поможет вам выбрать максимально удобную для вас модель поведения.

Общение с клиентами и поклонниками обычно приносит удовольствие. Замечательно проводить время с людьми, разделяющими ваши интересы, и вы наверняка находите их очень дружелюбными. Вы уже заработали их расположение. Теперь важно поддерживать разумные границы и соблюдать глубину проникновения этих отношений в вашу жизнь. Стараясь уделить внимание слишком большому количеству людей, легко можно все испортить, вызвать у людей чувство обиды и тем самым навредить себе.

Поэтому цените своих клиентов и поклонников, но строго охраняйте свои границы. С увеличением вашей популярности вам придется прилагать все больше усилий для поддержания вашего священного творческого пространства. Не позволяйте клиентам, поклонникам или кому-то еще вторгаться в него. Ваша тонкая связь с создателем (или как там вы его называете) не должна пострадать. Рано или поздно ваши поклонники и клиенты простят вас за неприветливость… до тех пор, пока вы будет создавать шедевры.

Учитесь гибкости

По мере восхождения по лестнице успеха, ваши взаимоотношения с фанатами и покупателями, как и другие отношения (с семьей, друзьями, бизнес партнерами и проч.) становятся все сложнее и причудливее. Вашего времени и внимания не будет хватать на все эти группы окружающих вас людей и вам поневоле придется выбирать. Эти проблемы  увеличиваются пропорционально увеличению вашей популярности. Быстрая смена поклонников, клиентов и бизнес партнеров постоянно будет выводить вас из равновесия. Решения, хорошо работающие год назад, сегодня перестают работать вообще.

Лучший совет, который я могу вам дать – признать, что отныне вам придется сохранять равновесие в движении. К счастью, пульт управления находится в ваших руках. Если вы ощущаете недостаток общения, вы открываетесь для новых контактов. Если чувствуете избыток общения и необходимость отдохнуть, не стесняйтесь, смело отказывайте всем и отдыхайте.

Я заметил, что чем регулярнее я веду блог, тем больше обратной связи я получаю. Если я устал от общения и нуждаюсь в перерыве, я просто на время перестаю писать новые статьи. Когда я чувствую, что социум меня захлестывает, я могу отключить все формы обратной связи на сайте и перестать проверять почту. Когда я снова готов к взаимодействию, я начинаю писать чаще и охотно контактирую с читателями.

Я прошел несчетное количество таких циклов, и с каждым разом я все лучше понимаю, где рамки моего душевного равновесия и как важно для меня не переходить за их границы и не выпадать из творческого потока. Иногда этот поток несет меня в сторону социальных взаимоотношений. Иногда я чувствую потребность уединиться и заглянуть в себя. Самые большие ошибки, которые я делал в жизни, происходили когда я пытался идти против потока, т.е. когда шел на общение с людьми, ощущая при этом потребность побыть в одиночестве или когда уединялся над работой, преодолевая сильное желание развлекаться в веселой дружеской компании. Я пришел к выводу, что баланс, который я ищу, это не статическая сущность, к которой, однажды найдя дорогу, можно впоследствии возвращаться раз за разом. Баланс, это «синусоида», колеблющаяся от одной крайности до другой, а чтобы жизнь не казалась простой, существуют еще мелкие суб-колебания, происходящие внутри больших.

Попробуйте удержать баскетбольный мяч на кончике пальца. При попытке жестко зафиксировать руку, мяч быстро упадет. Чтобы уравновесить мяч, вы должны находиться в постоянном движении, внося непрерывные корректировки, в соответствии с поведением мяча. То же самое чувствует художник, пытающийся уравновесить творческие и социальные аспекты искусства. Вдохновение никогда не стоит на месте, оно всегда находится в движении. Художник всегда перед выбором. Либо он погружается глубже в личное творческое пространство, либо выходит на поверхность общения с окружающим миром. Секрет, как я понял, в том, что вы не должны сопротивляться этим колебаниям. Вместо этого научитесь использовать силу этих волн, так же, как это делает серфер.

Другая метафора для размышления о балансе – возможно, вам легче думать о своем творчестве не как о серфинге, а как о песне. Представьте, что ваша жизнь, это комбинация ритма, мелодии, гармонии и т.д. Песня постоянно находится в движении, но не хаотичном, а подчиненном строгой структуре. Эта структура может быть сложной для понимания, и не очевидной на первый взгляд, но она есть. Обратите внимание, куда клонит вас песня жизни. Заметьте, что происходит, когда вы сопротивляетесь мелодии и выбираете направление, вразрез с песней. Но если вы не противитесь ритму песни и находитесь с ней в гармонии, то вам все удается и песня сама несет вас по жизни. Жизнь художника имеет много общего с песней, не забывайте об этом.

* * *

Резюме всего вышенаписанного в следующем: люди творческих профессий могут зарабатывать своим творчеством. Это совершенно реально и не подразумевает выбора между искусством и коммерцией. Тем не менее, это требует переработки своих финансовых убеждений и истинной приверженности своему ремеслу. Тот, кто считает творчество делом всей своей жизни, способен неплохо на нем зарабатывать.

Пригласите Вселенную выражаться через вас и старайтесь всячески содействовать ей в этом. Если вы делаете это искренне, вы получите неоценимую поддержку. В противном случае, препятствия будут ждать вас на каждом повороте, и сила вашей приверженности будет проверяться раз за разом.

Основной вопрос, который вы должны задать себе сейчас: Будете ли вы этим заниматься? Готовы ли вы ринуться в бой, выйти на арену? Чувствуете ли вы истинный энтузиазм и реальную преданность своим идеям? Может вам ближе позиция зрителя… или критика?

Ваше будущее Я, оглядываясь назад в этот день, испытывает чувства признательности и благодарности… или разочарования и сожаления?

 

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!

Комментарии   

 
# Жека 10.01.2016 09:01
"Вы можете делать это и сейчас и потом" — тут если у автора было "now and then" правильно переводится "время от времени", а не "сейчас и потом" ;)
Ответить