10 советов студентам колледжа

После написания статьи об управлении временем «Сделайте это сейчас», основанной на моем личном опыте прохождения программы колледжа по двум специальностям одновременно за три учебных семестра, я получил много вопросов от студентов, требующих более развернутых ответов. Вот 10 советов, которые помогут вам получить полезный и запоминающийся опыт… и самое главное, в полной мере насладиться этим прекрасным временем вашей жизни.

1. Ответьте на вопрос «Зачем я иду в колледж?»

Единственная причина, заставляющая многих студентов идти в колледж в том, что они не знают, что им делать иначе. Они унаследовали эти цели от родных и близких, и на самом деле это не их цели. Я пошел в колледж именно по этой причине. А вы?

Как я уже писал в своем блоге ранее, эти три семестра не были моим первым знакомством с колледжем. Я уже поступал туда однажды, но тогда я был морально не готов учиться в нем. В средней школе я был круглым отличником, Президентом математического клуба и капитаном команды академического десятиборья. Эти факты привели меня к ситуации, когда, не имея четкой уверенности хочу я этого или нет, после окончания средней школы я оказался перед перспективой дальнейших четырех годов обучения в колледже. В то время это казалось вполне разумным, хотя сердце мое было не там. Поэтому внутренне я противился этому выбору. Вместо колледжа я «получал образование» по части вечеринок и алкоголя. Вероятно, руководство колледжа было настроено против студентов, чей средний бал был ниже единицы, и меня скоропостижно выгнали.

Это событие еще более усугубило мое падение. У меня началась депрессия и около шести месяцев единственным моим занятием была игра в компьютерные видеоигры. В конце концов, в попытке изменить текущее положение вещей, я устроился работать продавцом, чтобы оставаться на плаву и получить необходимое время, чтобы «найти себя». В то время у меня начал проявляться интерес к личному развитию, и это дало свои плоды. Годом позже я был готов вернуться в колледж со свежей головой. Но в этот раз я уже знал, зачем я это делаю. Я хотел стать программистом и хотел добиться ученой степени в компьютерных науках (позже я добавил еще и степень по математике). Но это было еще не все. Я знал, что я способен на большее, и хотел проверить себя. Я хотел получить самый богатый опыт, какой только возможно. Для меня это означало неимоверно сжатый график занятий.

Ваши учебные задачи, вероятно, будут отличаться от моих. Какие они? Для чего вы там? Если вы не знаете этого, - я говорю именно о глубоком понимании, - тогда  у вас отсутствует базовая точка отсчета для вашего опыта. Нет разницы, там вы или где-то еще. Как вы планируете получать свой истинный опыт? Что вы собираетесь там изучить?  Какие навыки развить?

2. Представьте свой идеальный вариант обучения.

Как только вы определитесь, для чего вы поступили в колледж, представьте наилучший итоговый результат обучения. Выразите его, основываясь на причине вашего нахождения здесь. Без разницы, учитесь ли вы в колледже или только собираетесь поступать, остановитесь и запишите на бумаге несколько требований к результатам обучения. Опишите их максимально подробно.

Прежде чем я вернулся обратно в университет, я потратил много времени на визуализацию того, что я хочу получить. Я представлял себя соревнующимся, но делающим это легко, без напряжения. Я представлял себя в окружении новых друзей. Я представлял себе это время действительно прекрасным. Больше всего я старался представить максимально сбалансированную модель - смесь учёбы, активной деятельности, общения и удовольствия. Ключевое слово, которое я  использовал, было «изобилие».

Это был действительно важный шаг. В то время я еще не понимал этого механизма, но я запрограммировал себя на успех. Всякий раз, когда я сталкивался с препятствиями, мое представление собственной цели было настолько убедительным, что я всегда находил способ получить то, что я хотел. Я стал соавтором моего успеха, а не пассивным наблюдателем.

Визуализация позволяет вам заранее увидеть свои ошибки. Если вы не четко представляете себе желаемое, скорее всего и получите что-то неопределенное. Оттачивайте свою визуализацию, пока она не станет вдохновлять вас.

Разумеется, реальная жизнь будет отличаться от ваших представлений. Цель визуализации - не предсказать будущее или ограничить вашу свободу принятия последующих решений. Ее задача дать вам больше ясности для принятия решения прямо сейчас. Ваша идеальная картина служит картой, помогающей пройти через болото выбора.

3. Берите, по крайней мере, один дополнительный предмет каждый семестр.

Студентам внушают, что «полное» расписание должно состоять из 3-5 предметов по 12-14 занятий в семестр. Вряд ли  такое слабонасыщенное расписание можно назвать полным. Средний человек тратит на работу более 40 часов в неделю. Тем временем студенты с радостью готовы отдохнуть день-другой при любой возможности, не говоря уже о летних и зимних каникулах. Если вы собираетесь провести в колледже 4 и более лет, увеличьте количество изучаемых дисциплин или найдите работу в свободное время. Откажитесь от мысли, что нужно ползти как улитка только потому, что все кругом так делают.

Возможно, вы считаете, что 12-15 занятий вместе с домашними работами можно приравнять к 40-часовой рабочей неделе, но это справедливо только при очень низкой эффективности (к сожалению, большинство людей именно так и поступают).  Если вы последуете советам, приведенным ниже в этой статье, то 15 занятий в аудитории потребуют лишь несколько дополнительных часов учебы вне класса. Разумеется, я не мог бы иметь 31-39 пар в семестр, если бы это требовало еще столько же времени на домашнюю работу. Я не собирался добиваться успеха, изнуряя себя.

Если вы выше среднестатистического студента, вы способны справиться с расписанием повышенной сложности. Иногда мы не знаем на что способны, пока не получим небольшой пинок под зад. Если  вы считаете, что справитесь с нагрузкой в 15 занятий, возьмите 18 или 21. Вы легко сможете укоротить на год свою программу обучения. Или сможете освоить дополнительную дисциплину.

А как же школьная программа? По большей части я просто игнорировал ее, и, к счастью, в моей школе позволяли это делать. Я заметил, что наибольшее время в школьной программе тратится на детей, обладающих способностями ниже среднего. Если вы способны закончить учебу быстрее остальных, не позволяйте школьной бюрократии совать вам палки в колеса. Обходной путь всегда есть. Обычно он состоит в получении некой справки, подписанной кем-то, слишком занятым, чтобы вникать в ваши детские проблемки. Улыбка и пара комплиментов, и она у вас в руках.

Согласно закону принудительной эффективности, чем больше обязательств вы на себя берете, тем с большим количеством из них вы справитесь за отведенное вам время. Поэтому, если не бросить вызов самому себе, дополнительное время уйдет сквозь пальцы.

Не думаю, что следует воспринимать пользу от учебы по уплотненному графику, как сокращение времени обучения. Реальная выгода в том, что вы сможете насладиться богатством полученного опыта. Когда вы берете пять предметов вместо четырех, вы получаете больше знаний, большего достигаете и приобретаете больше друзей. Кроме того, каждый работодатель заинтересуется студентом, окончившим колледж быстрее, чем его сверстники. Этот факт будет замечательно смотреться в вашем резюме.

4. Ставьте четкие цели для каждого изучаемого предмета.

Определите, что вы хотели бы получить от изучения каждого предмета. Есть ли у вас желание вообще изучать этот курс?  Или вашей целью является лишь получить справку от преподавателя о его прохождении?  Является ли этот предмет обязательным для вас, но совершенно вас не интересующим?

Определить мои цели, касательно каждого предмета можно было по тому, как часто я там появлялся, садился на первую парту или уходил в конец аудитории, насколько активно я участвовал в процессе обучения и какие отношения старался установить с преподавателем.

По одним предметам я хотел глубоко овладеть материалом. По другим – лишь как-нибудь сдать зачет.  А по третьим - моей целью было получить рекомендательное письмо от преподавателя. Поскольку родным языком таких учителей был английский, то и письма эти были написаны грамотно и весьма позитивно.

Моя мама несколько десятков лет преподавала в колледже. Дома она рассказывала о студентах, которых едва знала, и которые просили написать им рекомендательные письма. Многим она отказывала только потому, что ей было ничего сказать о них (в том числе, положительного). С другой стороны, она была рада поддержать студентов, прилагающих к учебе серьезные усилия. Большинство учителей хотят помочь вам, но вы должны показать им свои сильные стороны. Даже если вы не получите высшего балла по данному предмету, вы тем не менее можете дать преподавателю достаточно материала для великолепного рекомендательного письма, если активно участвуете в процессе обучения и проявляете уважение к учителю.

Речь не идет о манипулировании мнением профессоров в своих целях. Суть в том, что качество рекомендательного письма зависит лишь от того, как педагог относится к вам. Не ставьте себя в унизительное положение, прося рекомендацию у преподавателя, который даже не помнит вас, или, еще хуже, который думает о вас плохо. Заранее подготовьте почву для успеха.

Один из моих профессоров, узнав о моем уплотненном расписании, проявил интерес - как я справляюсь с этим. Мы очень хорошо поговорили с ним о технике управления временем. У меня было несколько занятий по программированию у этого преподавателя, и я успешно с ними справился. Я понял, что он отличный учитель,  и получал удовольствие, находясь на его лекциях. Когда пришло время просить рекомендательные письма, он написал наиболее яркую характеристику, которую только можно представить («лучший ученик, которого я когда-либо встречал, и т.д.»).

С другой стороны, у меня были и откровенно паршивые учителя. Часто я переставал посещать их лекции и обучался предмету по учебникам. Соответственно, я не просил их о помощи в будущем.

Иногда вы достигаете цели, иногда нет. Иногда вы можете потерпеть неудачу, даже приложив все усилия. Вы можете столкнуться с преподавателем, который несправедлив, ленив, окажется сексистом или расистом или просто некомпетентным. У моей жены был профессор-сексист, который принципиально не ставил девушкам высокие оценки, не- смотря на их знания. Он говорил что-то вроде: «Если ты парень,  упорно трудись. Если ты девушка, зайди ко мне после уроков.» В конце концов против него были выдвинуты обвинения в сексуальных домогательствах, и он был уволен. Вам следует самому выбирать манеру поведения в каждой ситуации. В некоторых случаях – сражаться до конца, некоторые - лучше проигнорировать. Четкие представления о желаемой цели помогут вам каждый раз делать этот выбор.

5. Беспощадно отсортировывайте лишнее

Вам не нужно прилагать одинаковое количество усилий  на каждый предмет. Прилагайте максимум усилий, изучая важные для вас дисциплины, но позволяйте себе немного расслабляться на занятиях, имеющих низкий приоритет для выбранной вами цели. Для меня это было хорошим способом сохранить энергию. Я не мог выкладываться на каждом уроке, иначе я бы «перегорел», и поэтому я инвестировал свою энергию в дисциплины, имеющее большую важность для меня.

В расписании каждого студента некоторые дисциплины важны, в то время как другие почти не имеют значения. На стандартной неделе я обычно пропускал 40% занятий только потому, что не нуждался в них. Присутствие на некоторых лекциях было обязательным, на других  нет. Я мог просто взять конспект у товарища или изучить материал по учебнику. Если посещение данного занятия не было мне нужно (исходя из моих взглядов на значимость данной дисциплины), я обычно пропускал его. Таким образом я экономил кучу времени и не просиживал целыми днями в классе. Иногда я специально отлучался перекусить с приятелями, чтобы дать себе немного отдохнуть.

Я также сортировал занятия по индивидуальной значимости. Когда я чувствовал недостаточную значимость, бесполезность или излишнюю утомительность чего-либо и если пропуск этого занятия не оказывал негативного влияния на мою учебу в целом, я старался уклониться от этого. Однажды я получил нудное задание, от выполнения которого моя отметка зависела лишь на 10%. Я очень не хотел браться за это, к тому же я чувствовал, что работа займет гораздо больше времени, чем она того стоит. От выполнения этого задания зависело, получу я высший бал или высший бал с минусом. Я вежливо сказал профессору, что считаю это честной сделкой - получить оценку по предмету чуть ниже, а освободившееся время потратить на что-то другое. Он уже знал меня и понял мои доводы. Он поставил мне высший бал с минусом, и я был этому рад. Это был действительно справедливый компромисс. На самом деле, оглядываясь назад, я сожалею, что не делал подобные вещи чаще.

Иногда учителя задают домашние задания и прочие работы, которые не оправдывают затраченных на них усилий. Но учителя не несут ответственности за приобретенный вами в процессе обучения опыт, это целиком зависит от вас. Вам не кажется, что вы не должны выполнять все задания подряд только потому, что ваш учитель считает это хорошей идеей? Только вы можете адекватно судить о причинах, заставляющих вас делать что-либо. Главное, не забудьте рассмотреть последствия вашего решения.

Забирая время у работ с низким приоритетом, я получал возможность тратить это время на задачи, по ценности схожие с бриллиантами. Некоторые творческие задания многому научили меня. Обычно я ужасно ненавидел групповые проекты, но был среди них один проект, когда подобралась замечательная команда. Я получил от него огромное удовольствие и много полезного опыта.

Хорошая техника сортировки, которую я использовал, называлась Блоки времени (timeboxing) . Я жестко определял, сколько времени я могу потратить на проект, и затем выполнял его максимально хорошо в отведенное на него время. Т.е., если мне надо было написать 10-страничное исследование по Европейской истории, я мог потратить на эту работу в общей сложности 8 часов. Я выделял из этих 8 часов время на выбор темы, планирование, работу с литературой, черновые наброски, написание основного варианта и его редактирование. Затем выполнял намеченную работу и при этом старался держаться плана-графика. Это оказалось великолепным способом избавить себя от перегрузки, вызванной задачами, того не стоящими.

Это было моим личным методом уравновешивания учебной нагрузки. Некоторые ваши задачи будут выводить вас из равновесия, в том смысле, что они будут требовать несоразмерно больших затрат усилий и времени, по сравнению с выгодой, которую вы получите при успешном их завершении. Иногда я решал, что усилия, затраченные на написание какой-либо работы, претендующей на высший балл, абсолютно неоправданны. Вероятно, я понимал, что смогу написать отличную работу за 20 часов, в то время как написание работы на балл ниже займет всего 10 часов. И если моя заинтересованность в данном предмете была не более 10%, я мог сознательно отказаться от высшего балла. В то время я часто прибегал к этому бессовестному способу и с удивлением наблюдал, что мои, претендующие лишь на «хороший» балл работы, тем не менее, удостаивались оценки «отлично».

6. Ежедневно вставайте с рассветом

Ранее я уже писал о преимуществах развития привычки вставать рано. Когда я учился в колледже, я не вставал в 5 утра, но я просыпался около 6-7. Я считал, что ранний ежедневный подъем помогает мне больше сделать, причем не только в утренние часы, но и за весь день в целом. Я начинал каждый день с 25-минутной пробежки, с последующим душем и завтраком. Эта простая последовательность утренних действий давала мне заряд бодрости на весь день.

Было бы неправдой сказать, что я вставал в такую рань по собственному желанию. Это было продиктовано необходимостью. В моем расписании было много утренних занятий, включая лекции, начинающиеся в 7:30 в течение одного семестра. Но мне нравилось их посещать, т.к. если бы у меня не было этих утренних лекций, я бы валялся в кровати гораздо дольше, чем требовалось. Даже если вам досаждают утренние занятия, вы, тем не менее, не можете не заметить, как увеличивается ваша продуктивность, когда в вашем расписании присутствуют ранние лекции.

7. Верните время, потраченное на занятия

Посмотрим правде в глаза. Не каждое занятие требует от вас предельной концентрации. Иногда учителя переходят с объяснения предмета на праздную болтовню. Иногда они повторяют то, что вы уже знаете. Какой процент классного времени требует от вас полного сосредоточенного внимания? Для некоторых предметов это 90%. Для других - это 20%. Если ваша учеба во время классного урока не отличается активностью, вы напрасно тратите время. Если урок действительно насыщенный, садитесь на первую парту и ловите каждое слово преподавателя. Но если занятие не заставляет вас напрягаться, сядьте подальше и сделайте домашнюю работу по другим дисциплинам, периодически поднимая голову, чтобы посмотреть, не стоит ли записать что-то стоящее. Всегда держите книгу открытой, т.к. если ваш профессор снова перейдет к воспоминаниям о бурной хипповской юности 60-х, у вас будет чем заняться.

Это было отличное лекарство от скуки. Когда монотонное бубнение профессора у всех вызывало сон, я мог спокойно работать над кодом новой программы. Я записывал программу на бумаге, а в перерывах между занятиями набирал ее на компьютере. Поэтому мне не приходилось тратить много времени в компьютерном классе, порой не более 10-15 минут, если моя программа запускалась с первого раза.

Вы будете удивлены, как много времени можно освободить, используя этот метод. У меня получалось выполнять в классе большую часть домашних заданий (но обычно не в том классе, где оно было задано).  Если вы сейчас учитесь в школе, я призываю вас подумать, какое количество домашних уроков вы сможете выполнить в течение обычного школьного дня. Затем подсчитайте, сколько часов вы могли бы сохранить за неделю, используя этот метод. Это действительно стоящая вещь.

У вас не получится постоянно быть предельно сконцентрированным, поэтому делайте перерывы. Когда вам требуется перерыв, отдохните по-настоящему. Я медитировал или дремал на траве между уроками для восполнения сил. Я пользовался будильником на наручных часах, чтобы знать, когда пришло время подняться и вернуться в класс. Подобные перерывы очень хорошо восстанавливали силы, и я мог идти на следующее занятие и снова работать в полную силу. Я никогда не работал целый день не отрываясь. Мой рабочий график состоял из волн полной концентрации и полного расслабления, повторяющихся много раз в день.

8. Изучайте материал с первого раза

Один из самых больших поглотителей времени во время учебы – повторное изучение того, с чем вы плохо разобрались в первый раз. Когда студенты говорят, что они учатся, на самом деле большую часть времени они тратят на восполнение предыдущих прорех в изучении материала.

В производстве программного обеспечения хорошо известно, что ошибки должны быть исправлены как можно быстрее, после того как они обнаружены. Откладывание исправления ошибки до конца проекта может потребовать 50-кратных усилий по сравнению с ситуацией, когда ошибка исправлена сразу, как была замечена. Халтурное изучение того, что предположительно преподается вам день за днем - серьезная ошибка. Не пытайтесь разобраться в новом материале, не разобравшись в основах, т.к. возвращение назад и изучение «азов» предмета заново, потребует гораздо больших  временных затрат в будущем.

Если вы не поняли что-то из изучаемого сегодня в классе материала, отнеситесь к этому как к серьезной ошибке, которую нужно исправить как можно скорее. Не откладывайте это. Не наваливайте кучу нового материала поверх непонятых основ. Если вы не поняли слово, отдельную мысль или полностью урок, отложите все и не переключайтесь на что-либо еще, пока полностью не разберетесь с этим материалом. Задайте вопрос в классе, попросите одноклассника объяснить вам, читайте и перечитывайте учебник и/или обратитесь к профессору в его рабочее время, но разберитесь в проблеме во что бы то ни стало.

Я, как правило, превосходно разбирался в математике, возможно потому, что моя мать преподавала математику в колледже, когда была беременна мной. Плюс к тому, мой отец был аэрокосмическим инженером, так что я однозначно получил необходимые гены для точных наук. Но было несколько тем, которые оказались для меня непонятными, когда я впервые с ними столкнулся: собственные значения (eigenvalues) и собственные вектора (eigenvectors). Я обладаю хорошим пространственным мышлением, достаточным для понимания сложных академических понятий, но я нашел данную абстрактную концепцию трудной для восприятия. Многие из моих одногруппников также нашли эти понятия запутанными. Я приложил дополнительные усилия, чтобы разобраться в этой концепции, и заработал высший балл по предмету, т.к. я рассматривал свое непонимание как ошибку, которую нужно устранить немедленно. Те студенты, которые позволили себе отложить непонятную тему «на потом», в дальнейшем все меньше и меньше понимали предмет, и даже зубрежка им не помогала. Как и ошибки в программе, непонятные темы множатся, если их запустить, поэтому разбираться с ними надо как можно быстрее. Если у вас нет четкого понимания чего-то, чему вас учат - это ошибка, которая должна быть немедленно исправлена. Не двигайтесь дальше, пока не сможете честно сказать себе: «Да, я разобрался с этим… что дальше?»

В идеале у вас пропадет надобность учиться за пределами аудитории, по крайней мере  это касается повторного изучения материала, с которым вы уже сталкивались. Вы можете просмотреть старый материал, освежить его в памяти, но вам не придется тратить и минуты вашего времени на изучение того, что вы проходили месяц или два назад.

На экзаменах я, вероятно, нервничал меньше всех вокруг. Мне не нужно было учиться, т.к. к моменту экзамена дисциплина была уже полностью мной изучена. Зачет был простой формальностью. Пока все вокруг зубрили, я играл в компьютерные игры. Я уже изучил материал и выполнил все задания (по крайней мере, все те, которые я собирался выполнить). Единственное, на что я потратил немного времени, это пересмотрел свои записи, чтобы освежить материал перед сдачей экзамена. Разве не такой должна быть учеба в колледже? Иначе, какой смысл создавать видимость обучения весь семестр?

Постоянно спрашивайте себя: Готов ли я прямо сейчас сдать зачет по всему пройденному до этого момента материалу? Если вы отвечаете «нет», значит, вы отстали, и вам нужно немедленно наверстать пропущенное. Отлично, если вы можете ответь «да» на этот вопрос по крайней мере раз в неделю по каждому предмету.

Даже небольшое отставание вызывает значительный стресс и отнимает много времени. Во-первых, вы должны вернуться назад и повторно изучить пройденный материал, в то время как остальные учащиеся движутся вперед. Во-вторых, вы не можете воспринимать новый материал, т.к. он базируется на старом, который вы плохо усвоили. Поэтому вы только откатываетесь дальше и дальше назад. Таким образом, к концу семестра складывается ситуация, когда вам нужно повторять весь материал с самого начала, в то время как, по логике, вы должны уже все знать. Но поскольку вы спешно наверстываете пропущенный материал в последнюю минуту, вы все равно забываете его сразу же после экзамена. Какой смысл поступать настолько глупо? Это похоже на перерасход средств по кредитной карте, с 25%  комиссией. Заплатить то все равно придется, и в долгосрочной перспективе вы потратите на много больше.

Приложите усилия для изучения материала достаточные, чтобы получить высший балл по всем предметам. Это с лихвой окупится. Большая часть материала, который вы изучаете, опирается на пройденный ранее. Если вы добьетесь высшего балла по предмету на первом курсе, вы будете готовы воспринимать новый материал, базирующийся на уже изученном на втором курсе. Но если вы получили на первом курсе балл ниже среднего, вы начинаете обучение на втором курсе с непрочным фундаментом, что сделает достижение успеха по предмету весьма проблематичным. Сделайте получение высшего балла целью каждого вашего семестра. В долгосрочной перспективе это оказывается гораздо легче. Я замечал, что студенты-троечники работали гораздо интенсивнее, чем я, особенно на первых курсах, поскольку постоянно наверстывали упущенное. Несмотря на мой напряженный график, учеба не сильно напрягала меня, поскольку я всегда был среди лидеров по каждому предмету. Поэтому у меня всегда было достаточно времени для развлечения, в то время как другие студенты постоянно чувствовали напряжение из-за своей постоянной неподготовленности.

9. Применяйте продвинутые техники запоминания

Одним из ключей для восприятия материала раз и навсегда является использование передовых техник запоминания. Я часто применял их на уроках, когда требуется механическое запоминание определенных фактов, включая имена, даты или математические формулы. Если учитель писал на доске что-то, что нужно было запомнить для предстоящего экзамена, я запоминал это там же и тогда же. Зато мне не приходилось возвращаться к изучению этого позже.

Уверен, вы сталкивались с простыми мнемоническими техниками, типа использования фразы «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», для запоминания последовательности цветов радуги. Эти приемы неплохо работают в определенных ситуациях, но достаточно примитивны. Существуют и гораздо более эффективные визуальные техники. Две из них, которые я чаще всего использовал во время учебы, были метод цепочки (chaining) и метод фиксации (pegging).

Детальное описание этих методов выходит за рамки данной статьи, но вы можете найти информацию в интернете и ознакомиться с ними самостоятельно. Или вы можете почитать какую-нибудь книгу по усовершенствованию памяти, например, «Книга Памяти» Гарри Лорейна (Harry Lorayne). Я рекомендую обучение по книге, т.к. тогда вы шаг за шагом усвоите прочные базовые знания.

Эти техники позволят вам очень быстро запоминать информацию. Например, используя метод фиксации, я обычно запоминаю список из 20 пунктов за полторы минуты и могу в точности воспроизвести его даже через несколько недель. Профессионалы делают это еще быстрее. Любой человек может сделать это, это лишь вопрос личной тренировки.

Я продолжаю использовать эти техники и сейчас. Формирование цепочки позволяет мне визуально запоминать текст моих выступлений. Когда я произношу речь, мое воображение опирается на созданный мною визуальный ряд, подобно просмотру фильма, а я тем временем подбираю слова на лету, чтобы они соответствовали изображениям. Это подобно пересказу кинофильма. Я не запоминаю свою речь дословно, поэтому она кажется естественной и спонтанной, и это позволяет мне импровизировать и на лету изменять ее в зависимости от ситуации. Визуальное запоминание более быстрое и более правильное, по сравнению с запоминанием последовательности слов. Если вы запоминаете речь дословно и, выступая, забываете кусок текста, это может полностью выбить вас из колеи. Но с серией изображений в случае ошибки легко можно перескочить к следующему сюжету. Наш мозг лучше приспособлен к запоминанию визуального ряда, чем к фонетическому запоминанию.

Я не рекомендую запоминать, используя повторения, потому что это слишком медленно. Методы цепочки и фиксации не требуют повторения, они позволяют вам качественно запоминать информацию за один проход, обычно за несколько секунд. Обратная сторона этих методов то, что они требуют значительной практики для изучения, но как только вы овладеете ими, они будут работать на вас день за днем. Кроме того, я заметил, что изучение этих методов улучшило мою память в целом, даже когда я не делаю целенаправленных попыток что-то запомнить. Видимо эти практики научили мое подсознание запоминать и хранить информацию более эффективно.

Очень жаль, что эти техники не преподаются в школе. Овладев ими, студенты экономили бы уйму времени. Позаботьтесь о себе и изучите их, пока вы молоды. Они имеют массу практических применений.

10. Имейте увлекательное хобби!

Серьезно занимаясь учебой, не забудьте выделить себе время на развлечение. Не тратьте свое свободное время, тупо слоняясь и бездельничая. Выйдите и сделайте что-нибудь активное, что подпитает ваши силы и зарядит вас энергией.

Одна из моих любимых забав в институтские годы была игра в летающий диск (фрисби), также называемый «гольфом с диском». Мы с парой приятелей проводили много ночных часов, кидая диск друг другу, иногда до мозолей на пальцах… или пока университетская охрана не прогоняла нас за попадания диском в кого-либо из неиграющих студентов J

Во время игры во фрисби нам часто приходилось продираться сквозь заросли кустарников, переходить вброд фонтаны и лазить по разным труднодоступным местам за улетевшей тарелкой. Это всегда было весело, и мы с удовольствием преодолевали эти препятствия. Несколько часов фрисби были хорошей наградой в конце сложной учебной недели. Я до сих пор вспоминаю умопомрачительный бросок, когда я с балкона второго этажа поразил фонарь в дальнем конце футбольного поля.

Больше всего я сожалею, что в то время у меня не было девушки. Если бы я мог начать все с начала, я, вероятно, проучился бы в колледже на семестр больше, чтобы выделить время на подобные вещи. Я имел возможность начать отношения с девушкой, но сознательно отказался, т.к. это не входило в мой график. Девушки могут сделать жизнь гораздо веселее, но обычно не увеличивают ее эффективности J

Советы этой статьи направлены на то, чтобы сделать вашу учебу в колледже максимально богатой запоминающимися событиями. Быстро и эффективно выполняйте свою учебную работу, и у вас останется достаточно времени на развлечения, которые предлагает колледж. Вступайте в клубы. Играйте во фрисби. Заведите друга или подругу. Худшее, что вы можете сделать, это дать волю своим плохим привычкам и потратить это прекрасное время на повторение учебного материала, постоянно чувствовать напряжение, постоянно быть неподготовленным и затем наверстывать пропущенный ранее материал. Выжмите максимум полезного и приятного из этих нескольких лет, и позвольте колледжу стать трамплином для насыщенной дальнейшей жизни.

Людям часто кажется, что мое расписание должно быть изнурительным и напряженным, но ирония в том, что все как раз наоборот. На мой взгляд, я провел эти годы легче и гораздо веселее, чем мои сверстники. Студенты с менее насыщенным графиком проявляли неорганизованность и отставали, потому что убедили себя, что смогут наверстать упущенное позже. Я не мог позволить себе сделать это, потому что твердо знал, что не смогу нагнать отставание по дюжине различных дисциплин… и этот путь слишком тяжел, чтобы даже думать о нем. Если бы я отстал даже на неделю, это было бы серьезной проблемой для меня. Поэтому мне пришлось развить ценные привычки, которые позволяли мне постоянно быть расслабленным, но в то же время сосредоточенным и полным энергии. Многие из этих привычек были просто результатом поставленной цели – окончить институтскую программу за три семестра. Методы вытекали из поставленной задачи. Я очень благодарен судьбе за этот опыт, поскольку он показал мне, насколько эффективны мы можем быть, когда покидаем «зону комфорта». Это научило меня и дальше устанавливать высокую планку для своих целей, поскольку я был уверен, что смогу их достичь. Очень часто, когда мы думаем «это невозможно», на самом деле все не так. Мы всего лишь так думаем.

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!

Комментарии   

 
# Илья 02.09.2012 19:47
Замечательная статья. Большое спасибо за перевод. Отличный сайт.
P.S. Надо бы наполнить сайт новыми статьями, уже практически всё прочитал.
Ответить
 
 
# Стас 06.09.2012 22:46
Работа над проектом возобновлена после летних отпусков. :) Уже сейчас стабильно появляется по две новых статьи в неделю... Wellcome. :)
Ответить
 
 
# Фёдор Димитров 06.01.2013 04:26
Спасибо за статью. Много чего знал, но и много чего не знал. Я на первом куре Юридического факультета, специальность Право. В этой области много информации нужно знать и уметь быстро в ней разбираться, попробую способы, которые тут описаны и о которых не знал. Надеюсь всё у меня получится! Спасибо!
Ответить
 
 
# Стас 07.01.2013 09:16
Уверен, что все задуманное у вас получится! Единственное уточнение - ЗНАТЬ не достаточно, нужно ПРИМЕНЯТЬ эти знания! ;)
Ответить