Притча о талантах

В различных религиозных текстах можно отыскать интересные находки по саморазвитию. Одна из таких библейских находок - «Притча о талантах».

«Притча о талантах» это одна из историй, которые в качестве наставления рассказывал Иисус. Хотя в рассказе слово «таланты» буквально относится к деньгам, очевидно, вы можете понять его в более широком значении. Интересно читать ее, имея в виду общераспространенное определение талантов.

Вот эта история:

Притча о талантах

Ибо Он поступит как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе, и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.

По долгому времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».

Господин же его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью».

Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

(Матф. 25:14-30)

В этой простой истории говорится о нескольких интересных моментах, которые можно применить к личному развитию.

Во-первых, всем нам дано разное исходное положение. Некоторые из нас родились в изобилии (пять талантов). Другие родились в нужде (один талант). Но важно не то, что нам дано, - важно то, что мы делаем с тем, что нам дано. Итак, Иисус признает несправедливость жизни, но также говорит о том, что изначальные условия несущественны. Один человек зарабатывает пять талантов, другой только два, но оба получают одинаковое признание, поскольку оба достигли 100% прибыли. (Я бы, конечно, очень хотел знать, куда эти слуги вложили деньги!)

Это также хороший урок того, как вести себя с другими людьми. Относитесь к людьми, учитывая их исходное положение, и оценивайте себя по своему собственному исходному положению. Если вам случилось быть одним из тех, кто получает пять талантов, не хвалитесь тем, что вы и так уже выше среднего. Если у вас изобилие талантов, вы должны требовать от себя еще большего. Точно так же в вашей жизни могут быть периоды, когда у вас есть только один талант, делайте все от себя зависящее, и даже если ваш результат кажется небольшим с точки зрения внешних стандартов, по стандартам Иисуса вы все равно достигли заметного успеха. Я уже писал об этом в статье «Повысьте свои стандарты».

Другой интересный аспект притчи – это что таланты доверены нам таким же образом, как хозяин поручает деньги заботам своих слуг. Мы управляющие своим богатством, и здесь я употребляю слово «богатство» в очень широком значении, далеко за пределами материальной собственности. Например, если я могу довольно хорошо писать и говорить, то это таланты, доверенные мне. Я могу из страха зарыть их в землю или могу выбраться из своей скорлупы и стремиться пустить их в рост.

Один из вопросов, которые у меня возникают по поводу притчи, – это что бы случилось, если бы один из слуг, вложивших деньги, потерял бы их, а не приумножил? Разгадка того, как Иисус ответил бы на этот вопрос в том, как хозяин обращается к третьему слуге: «Лукавый раб и ленивый!» Позже хозяин называет его «негодным» и физически выбрасывает его. Довольно суровые слова, учитывая то, что слуга все же вернул хозяину все его деньги. Говорит ли Иисус, что бездействовать порочно? Думаю, что да. Другими словами, если вы ничего не делаете со своими талантами... если зарываете их в землю и прячете их, то выбираете быть лукавыми, ленивыми и негодными. Вы должны вкладывать то, что вам дано. Не ленитесь.

Другой ключевой момент в том, как господин хвалит двух первых слуг. Он хвалит их за то, что они были «верными». Очень интересно. Смысл был бы совсем другим, если бы хозяин хвалил их за практичность, или эффективность, или прибыль. Но он хвалит их за веру, не за результаты.

Учитывая слова (я надеюсь, что мои аргументы работают и для не англоязычных переводов этой цитаты), я прихожу к выводу, что если бы слуга вложил деньги и потерял часть из них или все деньги целиком, то его все равно хвалили бы за его верность. Но учитывая, что Иисус напрямую не рассматривает это условие в притче, он, возможно, говорит о том, что вера – это дорога к успеху сама по себе - распространенная тема других его наставлений. Итак, возможно, если вы будете использовать свои таланты с верой, то на самом деле не проиграете.

Другая немаловажная особенность притчи – это отсутствие соревнования. Слуги не конкурируют друг с другом за благосклонность господина. Это не игра, где можно выиграть-проиграть. Первые двое слуг, так или иначе, оба вносят нечто ценное в имущество своего хозяина.

Какова конечная награда для верных слуг? Хотя Иисус открыто этого и не говорит, кажется очевидным, что они не сохраняют этих денег. Двое успешных слуг не работают для собственной прибыли. Это не их деньги. Они работают для прибыли своего хозяина и разделяют прирост его имения. Их настоящая награда в том, что они разделяют радость своего господина. Итак, награда состоит в радости, а радость происходит из служения людям.

Я по опыту знаю, что если я предпринимаю какие-то действия только для собственной выгоды, в этом бывает очень мало энергии, и обычно это не дает мне счастья. Но если я фокусируюсь на благе других людей (например, помогаю людям расти), то, делая это, испытываю огромную радость, и, в конце концов, это приносит пользу и мне самому.

Но в этом есть еще нечто большее. Счастье – это качество, которое я вношу в свою работу, а не что-то, что я получаю от нее. Когда я работаю только для себя, то ищу счастья вовне. Попытки достичь счастья таким образом не приносят результата. Но когда я работаю ради других и отключаю на какое-то время мысль «А что мне с этого будет?», я получаю доступ к источнику счастья, который уже есть во мне самом. Вместо того чтобы пытаться достичь счастья, я счастливо достигаю. Счастье течет из меня в работу, которую я делаю, и я переживаю его как поток выходящий наружу, а не поток идущий внутрь.

Счастье – это то, что вы даете, а не то, что берете. А не из тех ли вы людей, которые говорят: «Да, господин, у меня внутри был запас счастья, но я не дал ему выхода?»

Как неявно говорит Иисус в притче о талантах, создание изобилия требует от вас подняться над страхом. Если вы слишком трусливы, или подозрительны, или недоверчивы, вы стремитесь зарыть свои таланты. А это ведет к «плачу и скрежету зубов», то есть к сожалениям и унынию.

Возможно, вы думаете, что страх и подозрительность предохранят вас от неприятностей, но на самом деле они только причинят страдания и боль. Страх, не убережет вас от глупых ошибок. Для этого нужен просто здравый смысл. Чтобы жить жизнью, полной изобилия, вы должны подняться, наконец, над страхом и работать, чтобы создавать изобилие для других. Иначе вы в конце концов будете выброшены как «негодный». Иисус здесь не преувеличивает, вы действительно лодырничаете!

Служите, чтобы создать благо для других людей, – и счастье будет вам наградой. Заройте свои таланты – и получите «плач и скрежет зубов». Выбор за вами.

 

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!

Комментарии   

 
# мирон 25.02.2014 18:41
Библейские тексты имеют одну особенность - их можно трактовать как заблагорассудит ся и подтверждать ими любые свои мысли. Хотя, конечно, разумное зерно в рассуждениях автора, несомненно есть. :)
Ответить